Сегодня существует немало толкований книги пророка Даниила. Очень многие берут эту книгу в основание трактовки событий последнего времени, то есть событий предшествующих второму пришествию Христа.

Одно из самых часто использумаемых частей этой книги для толкования событий будущего или даже настоящего времени это 11 глава книги Даниила. Однако, если внимательно сопоставить пророчества этой книги историческим событиям прошлого, то видно как с порозительной точностью все эти пророчества уже сбылись.

Ниже приведён отрывок из статьи Браяна Хьюи “Даниила 11 – исполнившееся пророчество!” где пророчество Даниила рассматривается во свете исторических событий 5 века до н.е. – 1 века н.е.

Мы не разделяем полностью всех взглядов этого автора, однако мы нашли эту статью интересной и хотели предложить её на ваше рассмотрение.

Опубликованная статья переведена с английского и размещенна здесь с расрешением её автора. Полный текст этой статьи вы можете прочесть на следующем сайте:

http://www.herealittletherealittle.net/index.cfm?page_name=Daniel11

Даниила 11:1: Итак я с первого года Дария Мидянина стал ему подпорою и подкреплением.

Из этого стиха видно, что Гавриил был поддержкой для Дария Мидянина. Среди богословов существуют множество разногласий насчёт личности Дария, упомянутого в 1 стихе.  На этот счёт было выдвинуто немало теорий известными богословами, которые пытались определить личность этого правителя. Некоторые думают что здесь речь идет о Гобриясе, генерале возглавившем атаку на Вавилон. Другие, следуя греческому историку Ксенофонту и Иосифу Флавию (Иуд. др. 10.11.4), держатся мнения, что Дарием был Киаксар II, сын Астиага. Есть также мнение, что “Дарий” был титулом Астиага, последнего мидийского царя и дедушки Кира Великого. Несмотря на то, кем на самом деле являлся Дарий, одно чётко видно, что Дарий правил по чьёму-то назначению. (Дан. 5:31; 9:1).

Такое введение Гавриила имеет своё особое значение, которое редко берется во внимание. В Даниила 9:1-2, мы видим что в первый год Дария мидянина, Даниил “сообразил” как долго Иерусалим будет находится в разрушении (70 лет), согласно пророчествам Иеремии. Из-за этого «соображения», и согласно Божьему повелению в Торе (Лев. 26:40-42), Даниил молился Богу и исповедовал грехи своего народа (Дан. 9:3-19). После этого Гавриил был послан к Даниилу и передал ему пророчество о 70 седминах (Дан. 9:24-27), которые указывали на время появления Мессии в Израиле. Упоминание здесь Дария мидянинина Гавриилом не случайно, оно имело цель указать Даниилу, и нам, на тот ранее упомянутый отрезок времени (т.е. 70 седмин – примечание переводчика), чтобы дать понять, что именно в этом промежутке времени должны были произойти все эти пророческие события, о которых Гавриил собирался говорить. Поэтому мы можем рассматривать все эти события в отрезке времени этих 70 седмин.

Даниила 11:2: Теперь возвещу тебе истину: вот, еще три царя восстанут в Персии; потом четвертый превзойдет всех великим богатством, и когда усилится богатством своим, то поднимет всех против царства Греческого.

Это пророчество было дано Даниилу в третьем году правления Кира, царя Персии (535 г д.н.э.). Следующие три мидо-персидских царя после Кира были:

(1)   его сын, Камбис II (530-522 гг д.н.э.);

(2)   Гаумата–маг, известный как лже-Смердис ( 522 г д.н.э.);

(3)   Персидский Дарий I, Великий ( 522-486 гг д.н.э.).

(4)   Ксеркс (486-465 гг д.н.э.).

Матерью Ксеркса была Атосса, дочь Кира Великого. Его отец, Дарий Великий, велел Ксерксу наказать греков за участие в Ионийском мятеже (499-494 гг д.н.э.) и поражение персидской армии греками в Марафонской битве (490 г д.н.э.).

В 483 году д.н.э. Ксеркс начал интенсивно готовиться к военным действиям против греков, собирая для этого средства и провизии. Был вырыт канал через перешеек полуострова Афон, там Ксеркс разместил провизии вдоль дороги на Фракию. Были построены также два моста через Геллеспонт. В подготовке к этой войне против греков, Ксеркс вступил в союз с Карфагеном. Даже многие небольшие греческие города-государства, и те, примкнули к персам. Были собраны большой флот и огромная армия (численность которой, по некоторым подсчетам, превосходила два миллиона воинов). Против Греции, конечно же, были направленны все силы.

Весной 480 года до н.э. Ксеркс покидает Сардис для начала военных действий. Поначалу он одерживал победы. Но, 28 сентября того же года, в сражении с греческим флотом возле Салями, при неблагоприятных погодных условиях, Ксеркс получил поражение, несмотря на то, что флот персов по численности превосходил греческий больше чем в три раза (соотношение судов: 1207 к 371). Таким образом, это сражение решило исход войны и Ксеркс вынужден был вернуться в Сардис. Армия, которую он оставил в Греции, через год была полностью разбита греками. Делианская лига (также известная как Афинская Империя), была сформирована в 477 году до н.э. и являлась наступательным и оборонительным союзом греческих городов-государств против персов. С этого времени Греческая империя начала приобретать своё могущество.

Даниила 11:3: И восстанет царь могущественный, который будет владычествовать с великою властью, и будет действовать по своей воле.

Со времени военного поражения Ксеркса греками, множество и других персидских царей правили империей. Но Ксеркс уже подготовил почву для появления сильного греческого правителя. Этим правителем оказался Александр Македонский, который одержал победу над персидским царем Дарием III Кодоманнасом в 333 году до н.э. в сражении под названием «битва при Иссе» (расположенной на Средиземноморском побережье, там, где сейчас юго-восточная Турция). С этого поражения начался закат персидской империи.

В разгаре своего могущества, Александр завоевал и управлял империей, которая простиралась от юга Европы до северной Африки и к Средней Азии. Но Александру не довелось было долго править своей империей. Он заболел и умер 10 июня, 323 года до н.э. во дворце Навуходоносора II.

Даниила 11:4: Но когда он восстанет, царство его разрушится и разделится по четырем ветрам небесным, и не к его потомкам перейдет, и не с тою властью, с какою он владычествовал; ибо раздробится царство его и достанется другим, кроме этих.

После своей смерти, Александр оставил огромную империю без приемника. Его родственники и генералы были вовлечены в борьбу за власть. Когда шум утих, только двое из его главных чиновников остались живыми. Другие же генералы, а также, его мать, жена, сын, его незаконный сын, его неполнокровная сестра, его единокровная сестра и его единокровный брат, были все убиты. Из всех этих людей, только один генерал, Антипатр, умер естественной смертью.

После напряжённой борьбы за власть, к 301 году до н.э., империя Александра Великого была разделена на четыре основные части:

(1)   Кассандр управлял Грецией,

(2)   Лисимах управлял Малой Азией

(3)   Селевк I управлял Вавилоном и Персией

(4)   Птолемей I управлял Святой Землей (Палестиной) и Египтом.

Даниила 11:5: И усилится южный царь и один из князей его пересилит его и будет владычествовать, и велико будет владычество его.

Двадцать лет спустя (281г д.н.э.), после того как Селевк I убил Лисимаха в сражении, только две династии сохранились в Александровой старой империи – цари Селевки на севере и Птолемеевские цари на юге.

Даниила 11:6: Но через несколько лет они сблизятся, и дочь южного царя придет к царю северному, чтобы установить правильные отношения между ними; но она не удержит силы в руках своих, не устоит и род ее, но преданы будут как она, так и сопровождавшие ее, и рожденный ею, и помогавшие ей в те времена.

В 249 году до н.э., правитель южного царства, Птолемей II Филадельф, послал свою дочь Беренику к царю Севера Антиоху II. Его план состоял в том, чтобы остановить войну, которая тогда бушевала (Вторая сирийская война), и объединить эти два царства через брак. К сожалению, этот план имел один недостаток: Антиох II был уже женат. Однако, так как Антиох знал, что его брак с дочерью Птолемея II обеспечил бы мир и позволил бы ему получить обратно большинство сирийского имущества, которое его отец проиграл царю Юга, Антиох II развёлся со своей женой, Лаодикой, и женился на Беренике. Береника убедила Антиоха лишить его детей от первого брака права на престол в пользу её собственных детей.

Однако, после того, как Птолемей II умер, в 246 году д.н.э., Антиох II аннулировал свой брак с Береникой и оставил её и их младенца-сына чтобы возвратиться к Лаодике. Сомневаясь в верности Антиоха, Лаодика вскоре убила Антиоха II при помощи яда. Затем она убедила своего сына, Селевка II Каллиника убить Беренику и её сына. Произошло так, как было сказано в пророчестве : Птолемей II, южный царь, его дочь Береника и царь Антиохий II , северный царь, все погибли в их борьбе за власть.

Даниила 11:7: Но восстанет отрасль от корня ее, придет к войску и войдет в укрепления царя северного, и будет действовать в них, и усилится.

Птолемей III Эвергет, старший сын Птолемея II и брат Береники, пришел в ярость узнав об убийстве своей сестры. Он со своими войсками без замедления вторгся в империю Селевков и нанёс поражение армии нового царя Севера, Селевка II, сына Антиоха II и Лаодики. Его кампания имела успех и он одерживал победы начиная от реки Тигр и заканчивая побережьями Малой Азии. Птолемей III захватил в плен и казнил Лаодику. Ему даже удалось вторгнуться в Селевкию, портовый город на реке Тигр и столицу Антиохии, и он там основал гарнизон.

Даниила 11:8: Даже и богов их, истуканы их с драгоценными сосудами их, серебряными и золотыми, увезет в плен в Египет и на несколько лет будет стоять выше царя северного.

Южному царю Птолемею III приписывают возвращение многих священных статуй во время Третьей сирийской войны. Эти статуи были захвачены персидскими войсками Камбиса во время завоевания Египта, приблизительно триста лет до этого. После этих побед, Птолемей III стал известен как Эвергет (“Благотворитель”). Птолемей III захватил также множество золота и серебра во время этой победной кампании; фактически, только от одного Селевка он получал, как дань, ежегодно 1 500 талантов серебра (приблизительно 10 % его ежегодного дохода). Он пережил Селевка II на четыре или пять лет (222 г д.н.э.) который умер, упав со своей лошади.

Даниила 11:9: Хотя этот и сделает нашествие на царство южного царя,но возвратится в свою землю.

В 240 году д.н.э., царь Севера, Селевк II, попытался вторгнуться в Египет в ответ на оскорбление, нанесенное ему Птолемеем III. Однако, он должен был возвратиться, потерпев поражение из-за того, что его флот погиб во время шторма.

Даниила 11:10: Потом вооружатся сыновья его и соберут многочисленное войско, иодин из них быстро пойдет, наводнит и пройдет, и потом, возвращаясь, будет сражаться с ним до укреплений его.

Сыновьями Селевка II были Селевк III Керавн (“Гром”) и Антиох III (Великий). Селевк III, старший сын Селевка II, начал войну против египетских областей в Малой Азии. Однако, он не был успешен, и был убит людьми своей же армии в Малой Азии в 223 году д.н.э. Младший сын Селевка II, Антиох III, взошел на трон в возрасте 18 лет, сразу после смерти своего брата. В 219-218 годах д. н. э., Антиох III победно прошел с войсками через всю Иудею, подойдя почти к границам Египта.

Даниила 11:11: И раздражится южный царь, и выступит, сразится с ним, с царем северным, и выставит большое войско, и предано будет войско в руки его.

В 217 году до н.э., Антиох III сошёлся с Птолемеем IV Филопатором в битве при Рафии (также известное, как Сражение Газы). Северный царь Антиох III имел 62 000 пехоты, 6 000 конницы и 103 военных слонов. Но не смотря на это, армия южного царя Птолемея IV, одержала победу в этом сражении. Антиох III был вынужден отступить в Ливан.

Даниила 11:12: И ободрится войско, и сердце царя вознесется; он низложит многие тысячи, но от этого не будет сильнее.

После победы над Антиохом III, Птолемей IV провел всего три месяца на Святой Земле (т.е. Палестине), улаживая свои дела перед возвращением назад в Александрию. Он, очевидно, стремился возвратится к своей роскошной и декадентной жизни в Египте. Но, торопясь домой, Птолемей IV оставил важный порт Селевкия Пиерия на финикийском побережье (который ранее захватил его отец) в руках Антиоха III. После победы в Газе, египетские войска, обучённые войне с Селевками, начали успешную партизанскую компанию против правления Птолемея в Египте. К концу господства Птолемея IV, они достигли полной независимости в южной части Египта.

Даниила 11:13: Ибо царь северный возвратится и выставит войско больше прежнего, и через несколько лет быстро придет с огромным войском и большим богатством.

После смерти Птолемея IV, в 204 году до н.э., Антиох III сплотил свои силы еще раз, чтобы напасть на южное царство. Во время Пятой сирийской войны (202-195 гг д.н.э.), Антиох III стремительно прошел через всю Иудею из Сирии. Он завоевал те территории, которые принадлежали ему восемнадцать лет назад. Но когда Антиох III возвратился назад к себе на зиму, египетский главнокомандующий, Скопас, повторно захватил южные части потерянной территории, включая Иудею и Иерусалим.

Даниила 11:14: В те времена многие восстанут против южного царя, и мятежные из сынов твоего народа поднимутся, чтобы исполнилось видение, и падут.

Антиох III заключил союз с королем Македонии, Филипом V, для того, чтобы приобрести азиатские владения Египта. После некоторых временных неудач (особенно в Газе), армия Антиоха III нанесла мощное поражение Птолемеевым войскам, в 199 году до н.э., в Баниасе, около истоков реки Иордан. Еврейский историк Иосиф Флавий написал так, насчёт пророческих действий иудеев:

“Немного спустя, однако, Антиох победил Скопаса в битве при истоках Иордана и при
этом уничтожил значительную часть его войска. Когда же затем Антиох овладел
городами Келесирии, которые подчинил себе Скопас, равно как Самариею, то иудеи
покорились ему добровольно, приняли его в свой город, доставили всему его войску
и слонам его обильные жизненные припасы и охотно помогли ему в осаде
оставленного Скопасом в иерусалимской крепости гарнизона.”

Иудейские древности  12.3.3

К сожалению, об этой помощи евреев не вспомнили позже, когда Антиох IV стал воевать против Иерусалима.

Даниила 11:15: И придет царь северный, устроит вал и овладеет укрепленным городом, и не устоят мышцы юга, ни отборное войско его; недостанет силы противостоять.

После своего поражения в Баниасе, Скопас сбежал в укрепленный портовый город Сидон. Но после осады Сидона Антиохом III, Скопас сдался в 199 году до н.э., в обмен на безопасное возвращение из города назад в Египет. Ему и его войскам позволили оставить город голыми, после сдачи оружия.

Даниила 11:16: И кто выйдет к нему, будет действовать по воле его,и никто не устоит перед ним; и на славной земле поставит стан свой, и она пострадает от руки его.

После этой заключительной победы над Скопасом в Сидоне, Антиох Великий отобрал Святую Землю от Египтян. Иудея и Иерусалим перешли от южного царя к северному.

Даниила 11:17: И вознамерится войти со всеми силами царства своего, и праведные с ним, и совершит это; и дочь жен отдаст ему, на погибель ее, но этот замысел не состоится, и ему не будет пользы из того.

Молодой Птолемей V вступил в союз с Антиохом III после поражения в пятой сирийской войне. Через этот союз, Антиох III хотел укрепить свое положение и ещё более расширить свою империю. Птолемей V отдал свои азиатские владения северному царю и согласился взять дочь Антиоха III , Клеопатру I, себе в жёны. Они вступали в брак в 194 году до н.э..Посредством этого брака, Антиох III стремился захватить себе позиции в Египте, воздействуя через свою дочь. Но его план не принёс ожидаемых результатов. Клеопатра I оказалась верной женой Птолемею V, поддерживая его, вместо того, чтобы искать выгоды для своего отца. Египтяне полюбили Клеопатру I за её преданность мужу.

Даниила 11:18: Потом обратит лице свое к островам и овладеет многими; но некий вождь прекратит нанесенный им позор и даже свой позор обратит на него.

В 192 году до н.э., честолюбивый Антиох III вторгся в Грецию чтобы помочь эолийцам. Он отправил послов в Рим, прося содружества. Однако, римский сенат ответил, что их дружба возможна лишь в том случае, если бы Антиох III оставил греков в Малой Азии свободными и независимыми и, если бы он держался подальше от Европы. Но на это Аниох III не согласился и предпринял военные действия против Рима. С 10 000 армией Антиох III переплыл Эгейское море и захватил некоторые цитадели в Малой Азии.

Своими действиями, он отпугнул своего бывшего союзника, македонского короля, Филипа V. Римская армия вторглась в Малую Азию и победила, превосходящую по силе, армию Антиоха III в сражении Магнесии в 190 году до н.э.. В мирном договоре Апамеи, в 188 году д.н.э., римский генерал, Публий Сципион, установил высокую цену перемирия для Антиоха III. Он потребовал двадцать заложников (включая его сына, Антиоха IV), сокращение численности военно-морских судов до двенадцати, и оплаты расходов этой войны, которые составили 15 000 талантов, в течении двенадцати лет. Ненасытное честолюбие Антиоха III, в конце концов, привело к поражению северного царства.

Даниила 11:19: Затем он обратит лице свое на крепости своей земли; но споткнется, падет и не станет его.

В следствии победы Рима над Антиохом III, отдалённые области государства Селевкидов снова провозгласили свою независимость. Теперь его царство уменьшилось и включало только Сирию, Месопотамию и западный Иран. Антиох III нуждался в огромных капиталах, чтобы заплатить Риму стоимость войны. В 187 году до н.э. Антиох III был убит когда он пытался разграбить языческий храм в Вавилонии возле Суз.

Даниила 11:20: На место его восстанет некий, который пошлет сборщика податей, пройти по царству славы; но и он после немногих дней погибнет, и не от возмущения и не в сражении.

Старший сын Антиоха III, Селевк IV Филопатор, взошёл на трон после смерти своего отца. Из-за тяжелого долгового бремени, наложенного Римом, он был вынужден начать амбициозную политику налогообложения в своей, сокращённой в размере, империи. Это означало огромное налогообложение для Израиля. Селевк IV даже послал своего казначея, Гелиодора, в Иерусалим, чтобы взять деньги с Иерусалимского храма.

Римский сенат решил обменяться заложниками, поэтому они приказали, чтобы Селевк IV послал сына Димитрия, своего наследника, в Рим. Взамен на это римляне освободили его младшего брата, Антиоха IV. Когда его выпустили, Антиох IV пошел в Афины.

В 175 году до н.э., после того, как Димитрия отослали в Рим, Селевк IV был отравлен своим министром Гелиодором. Некоторые историки предполагают, что Гелиодор намеревался завладеть царством, в то время как другие полагают, что за убийством Селевка IV стоял Антиох IV. Сын Селевка (также Антиох), в возрасте 5 лет, взошел на трон после смерти Селевка IV. Однако фактически царством управлял Гелиодор.

Даниила 11:21: И восстанет на место его презренный, и не воздадут ему царских почестей, но он придет без шума и лестью овладеет царством.

После смерти Селевка IV, законным наследником трона являлся молодой Димитрий. Однако, он не мог царствовать, так как был заложником Рима. Во время убийства Селевка IV, Антиох IV, сам находился в Афинах. Однако, когда он услышал о смерти своего брата, он быстро приплыл в Пергам. Оказавшись там, он попросил помощи Евмена II, царя Пергама. Льстя Евмену II и его брату Атталу, он приобрел их поддержку и помощь.

Антиох IV прибыл в Селевкию с этим мощным союзником и расстроил планы Гелиодора. Он стал покровителем и защитником маленького сына Селевка IV (с таким же именем – Антиох). В 170 году до н.э., Антиох-младший был убит, в то время, когда Антиох IV удобно отсутствовал, тем самым подготовив почву для того, чтобы стать единственным наследником царского трона.

Даниила 11:22: И всепотопляющие полчища будут потоплены и сокрушены им, даже и сам вождь завета.

Благодаря своей способности очаровывать людей и приобретать союзников , Антиох IV Епифан (“декларация бога”), смог преодолеть все препятствия для восхождения на трон. «Вождь завета» здесь, это ссылка на еврейского первосвященника Ониаса III. Он был первосвященником когда Антиох IV стал царствовать. Брат Ониаса, по имени Иешуа, принявший греческую культуру и изменивший свое имя на Иасона, заключил сделку с Антиохом IV. Иасон пообещал Антиоху IV большую взятку, если тот уберет Ониаса и сделает его первосвященником вместо него. Таким образом, Антиох IV прогнал Ониаса и поставил его брата, Иасона, первосвященником в Иерусалиме, в 174 году до н.э..

В 172 году до н.э., Иасон послал священника, по имени Менелай, Антиоху IV с его обещанной взяткой. Однако, Менелай, взяв деньги Иасона и добавив немного своих, подкупил Антиоха IV, чтобы обеспечить себе высшее духовенство. После этого Менелай возвратился в Иерусалим и сверг Иасона, который бегством спас свою жизнь. Этот двойной обман Антиоха IV с Иасоном наглядно показывает истинную природу его характера.

Даниила 11:23: Ибо после того, как он вступит в союз с ним, он будет действовать обманом, и взойдет, и одержит верх с малым народом.

В очередной раз северный царь положил свой глаз на южное царство. В это в время, в Египте, 14-летний Птолемей VI становится царем. Он являлся племянником Антиоха IV, так как его мать (Клеопатра I) была сестрой Антиоха IV. Антиох IV искал союза с Птолемеем VI, стремясь использовать в своих интересах слабость Египта, как он это видел, и извлечь выгоду для себя. Он двинулся через Сирию и Иудею в Египет с небольшой армией, чтобы не вызвать подозрения к его подлинным мотивам, и захватил Египет. Он выдавал себя как “защитника” своего племянника, Птолемея VI.

Даниила 11:24: Он войдет в мирные и плодоносные страны, и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его; добычу, награбленное имущество и богатство будет расточать своим и на крепости будет иметь замыслы свои, но только до времени.

Антиох IV преследовал свои цели, чтобы получить во владение области, контролируемые Египтом. Он вторгся в те части южного царства, которые были наиболее богатыми.

Тогда он сделал то, что никакой другой царь Селевков никогда не делал. Антиох IV стал раздавать часть из награбленной им добычи египтянам, чтобы завоевать их доверие. Историческая книга Маккавеев описывает, что он щедро одаривал народ (I Маккавеев 3:30). Даже упоминается, что он мог выходить на улицы и разбрасывать деньги людям. Однако, это было всего лишь началом его планов. Используя эту хитрость, он разведал о мощи египетской армии.

Даниила 11:25: Потом возбудит силы свои и дух свой с многочисленным войском против царя южного, и южный царь выступит на войну с великим и еще более сильным войском, но не устоит, потому что будет против него коварство.

В 170г до н.э., Антиох IV чувствуя себя уверенно в отношении состояния своего государства, решил напасть на Египет, и это вошло в историю как Шестая сирийская война. Он расценивал Птолемея VI как слабого правителя, не способного достойно противостоять ему. Антиох IV смог мобилизовать свои силы у границ Египта прежде, чем он был встречен Египтянами в Пелуссе, находящимся возле дельты Нила. Египтяне сформировали большую армию против сил Антиоха. Последний, рискуя жизнью, прибыл в гущу сражения в Пелузиуме, чтобы отдать приказ не убивать египтян, а брать их в плен. Такая тактика помогла ему захватить Пелузий, а позже и Мемфис.

Даниила 11:26: Даже участники трапезы его погубят его, и войско его разольется, и падет много убитых.

Армия Птолемея VI, будучи огромной, всё же была не в состоянии противостоять Антиоху IV. Причиной этому, в значительной степени, послужили интриги Антиоха IV, который смог склонить на свою сторону некоторых египетских министров и чиновников. Это стало одной из главных причин поражения Птолемея VI. Те, кому доверял Птолемей VI и кто знал тайны государства, предали Птолемея. Например, Птолемей Макрон, занимал пост губернатора Кипра. Увидев слабость молодого царя, он стал союзником Антиоха IV, который и сделал его губернатором Сирии и Финикии.

Даниила 11:27: У обоих царей сих на сердце будет коварство, и за одним столом будут говорить ложь, но успеха не будет, потому что конец еще отложен до времени.

После того, как Антиох IV взял под свой контроль Пелузий и Мемфис, он намеревался захватить Александрию с её достопримечательностями. Из-за политических интриг Антиоха IV, упомянутых в стихе 26, Александрийцы отказались служить Птолемею VI и поставили его младшего брата, Птолемея VII Эвергета, царём вместо него. Находясь в Мемфисе, Антиох IV и Птолемей VI имели частые встречи. Антиох IV говорил о их большой дружбе и что он переживает за своего племянника, но на самом деле он намеревался ослабить Египет, натравливая одного брата против другого.

В свою очередь, Птолемей VI также выражал благодарность своему дяде за его обеспокоенность к его делам. Он обвинил одного из своих министров зачинщиком войны. На самом же деле Птолемей VI искал пути налаживания отношений с его братом, Птолемеeм VII, чтобы сообща противостать их коварному дяде, Антиоху IV.

Даниила 11:28: И отправится он в землю свою с великим богатством и враждебным намерением против святаго завета, и он исполнит его, и возвратится в свою землю.

Когда Антиох IV находился в Египте, в Иудее прошел слух о его смерти. Это привело к тому, что бывший первосвященник Иасон, подняв однотысячную армию, напал на Иерусалим. Его армия захватила город и вынудила первосвященника Менелая убежать в крепость Акра в Иерусалиме. Когда новости о случившемся в Иерусалиме достигли Антиоха IV, он воспринял всё это, как восстание Иудеи против его правления.

Антиох IV оставляет Египет; по пути домой (в Сирию) он со своей армией начинает войну против Иерусалима. Он отдает команду убивать всякого, кто встретится на их пути (мужчин, женщин и детей). В течении трёх дней его армия убила от 40000 до 80000 человек. Примерно столько же было взято в плен и продано в рабство.

Не удовлетворенный этой резней, Антиох IV вошел в Храм, и (при содействии Меленая) забрал священные сосуды, золотой алтарь, подсвечник, стол для хлебов, чаши, посуду, золотые кадила, занавес, венцы, и золотое узоры с передней части храма. Он взял все серебро и золото, а также скрытые сокровища, которые там нашел. После назначения фригийца Филиппа губернатором Иерусалима, Антиох IV возвратился в Антиохию.

Даниила 11:29: В назначенное время опять пойдет он на юг; но последний поход не такой будет, как прежний,

Тем временем, в Египте, братья Птолемей VI и Птолемей VII, помирились и согласились властвовать сообща. Это разрушило союз Антиоха IV с Птолемеем VI и привело к потери его контроля над Птолемеевским царством. Из-за этого, в 168г до н.э., Антиох IV ещё раз попытался предпринять военные действия против Египта. Однако, на этот раз он не имел такого успеха, какой имел раньше.

Даниила 11:30: ибо в одно время с ним придут корабли Киттимские; и он упадет духом, и возвратится, и озлобится на святый завет, и исполнит свое намерение, и опять войдет в соглашение с отступниками от святаго завета.

Зная, что они не смогли бы победить Антиоха IV одни, Птолемеевы братья обратились к Риму за помощью. Римляне согласились оказать им помощь, чтобы ограничить греческую экспансию. «Кораблями Киттимские» оказались те корабли, которые привезли римские легионы в Египет для выполнения этого соглашения.

Как только Антиох IV и его армия подошли к Александрии, они были встречены тремя римскими сенаторами во главе с Гаем Попилием при Элевсине, пригороде Александрии. Там, римский посол Попиллий, предъявил Антиоху IV ультиматум от Сената, чтобы тот отступил от Египта. Когда царь попросил время на обдумывание, Попиллий начертил палкой круг вокруг Антиоха IV  и сказал ему не выходить за пределы этого круга, пока тот не даст ему ответ. Сначала северный царь был возмущен римским высокомерием, но после непродолжительного времени ответил, что сделает всё, что от него потребовали.

По возвращению в Сирию, Антиох IV, получив такое унижение от римлян, вылил свою злость на Иудеев. Его войска окружили Иерусалим и затем напали на город. Все евреи, оказывающие ему сопротивление, были умерщвлены. Однако евреи–эллинисты, будучи союзниками Антиоха IV, были оставлены в живых.

Даниила 11:31: И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения.

Армия Антиоха IV осквернила иерусалимский храм и остановила ежедневные жертвоприношения. На 15-ом дне месяца Кислева, в декабре 168 года до н.э., сирийцы построили языческий алтарь поверх жертвенника всесожжений в храме и поместили на нём изображение Зевса. Десять дней спустя,  25-ого дня месяца Кислева, на этом алтаре принесли в жертву Зевсу тушу свиньи.

Даниила 11:32: Поступающих нечестиво против завета он привлечет к себе лестью; но люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать.

После излития своей злобы на евреев и осквернения храма, Антиох IV установил декрет, согласно которому, все живущие в его царстве должны стать одной нацией, отказавшись от своих собственных традиций. Народы, подчинённые Антиоху, приняли его декрет. Из-за его лестного подхода многие из израильтян оставили закон и приняли его религию.

Антиох IV приказал изменить все постановления Бога. Он отменил жертвы, субботы и праздники, евреям он запретил обрезывать своих сыновей. Под страхом смерти иудеям приказывали относится кощунственно к их закону так, чтобы, в конечном счёте, закон был забыт. Антиох IV назначил надзирателей над Иудеями и отдал приказ, чтобы в Иудейских городах приносились языческие жертвы. Несмотря на это, многие из Иудеев стояли твёрдо и отвергали эти нововведения северного царя.

Даниила 11:33: И разумные из народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа;

Всякий раз, когда сообщники Антиоха IV находили у кого-либо копии Торы, они разрывали их на части и сжигали. Любого, у кого находили Тору, подвергали казни. Согласно декрету Антиоха IV, женщин, чьих детей обрезывали, подвергали смертной казни вместе с их семьями и с теми, кто обрезал их детей. Однако, многие в Израиле предпочли умереть вместо того, чтобы нарушить святой завет.

Даниила 11:34: и во время страдания своего будут иметь некоторую помощь, и многие присоединятся к ним, но притворно.

Как и говорится в исторической книге Маккавеев, декреты Антиоха IV, в конечном итоге, привели к мятежу, начатому священником Маттафием и его пятью сыновьями (включая Иуду Маккавея). Он со своей семьёй сбежал из Иерусалима в Модиин, когда войска Антиоха захватили город. Там Маттафия убил еврея, который совершал жертвоприношение, по приказу Антиоха IV, а также и чиновника, который вынудил его это сделать. Именно с этого момента начался мятеж и партизанская война против сил Антиоха IV. После смерти своего отца Маттафия, в 167г до н.э., Иуда Маккавей разбил, значительную по размерам, армию генерала Антиоха IV Аполлония. Эта победа помогла ему собрать многочисленную армию; однако, лишь немногие из его армии оказались преданными ему до конца.

После этого, прибыл Серон, командующий сирийской армией, чтобы противостать силам Иуды Маккавея. Но и эта армия была разгромлена и слава о Иуде распространилась даже до Антиохии. Антиох IV был крайне раздражён успехом Иуды и его сообщников, и стал снова собирать армию. Он открыл царскую казну и выдал своим воинам годовую зарплату, приказав чтобы они были готовы к любому военному действию, которое он предпримет.

Такими действиями Антиох быстро опустошил свою казну, что заставило его искать дополнительные средства за счёт дани и награбленной добычи. В 166 году до н. э., он решил пойти в Персию, чтобы собрать или захватить силой необходимые деньги.

Антиох IV оставил своего генерала, Лисия, присматривать за своим сыном и частью его армии, которой он отдал приказ о нападении и разрушении Иерусалима и Иудеи. Лисий возглавил армию состоящую из 40 000 пеших и 7 000 всадников. В Иудее он сошёлся с войском Иуды Маккавея (3 000 плохо вооруженных воинов) в районе Емауса. Однако, несмотря на то, что сирийцы значительно превосходили численностью армию Иуды, они были разбиты Иудой, потеряв около 3 000 убитыми, остальные же спаслись бегством.

В 165 году до н.э., Лисий снова послал сирийскую армию (теперь насчитывающую 60 000 пеших и 5 000 всадников) против еврейских сил, которые уже составляли 10 000. На сей раз, 5 000 сирийцев были убиты, а сам Лисий сбежал назад в Антиохию. Благодаря этой важной победе, Иуда и его люди смогли отвоевать храм. Набожные евреи вычистили и обновили храм, и в месяц Кислева, 25 числа, 165 года до н.э., через три года после осквернения жертвенника, новый жертвенник был заново посвящен и жертвоприношения на нём возобновились. Евреи праздновали освящение храма в течении восьми дней. В память об этой победе и освящении храма, Иуда Маккавей постановил, чтобы Иудеи соблюдали праздник посвящения (Ханука на еврите), 25 Кислева в течении восьми дней.

В 164 году до н.э., армия Антиоха IV была разбита в Елимаиде, Персии, когда он попытался завладеть золотом и серебром этого города. Вскоре после этого, посыльный, приехавших из Антиохии, уведомил его о разгроме его армии, нанесённым Иудой и евреями. Сильно потрясенный этими событиями, он заболел и вскоре после этого умер.

Даниила 11:35: Пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; ибо есть еще время до срока.

Языческие народы, жившие вокруг Израиля, услышав о их победе над армией Селевков, были в ярости. Они стали убивать евреев, которые жили среди них. Иуда Маккавей и его брат Симон выступили против тех языческих народов, которые стремились уничтожить евреев, и одержали над ними победу. После смерти Иуды Маккавея в одном из сражений, в 161 году до н. э., преследования евреев возобновились, как об этом говорит история. Многие нечестивые евреи, которые выступали против Иуды и его действий, стали преследовать и убивать праведных евреев после его смерти.

Начиная с предводительства Маттафия в мятеже против Антиоха IV, правление Хасмонеев (названного в честь дедушки Маттафия, Асмонея), длилось с 168 года до 37 года до н.э. Слова “к последнему времени” говорят о конце этого второго периода еврейской независимости. Слова “время до срока” имеют отношение к ранее упомянутым 70ти седминам, которые указывали на время появления Мессии (Дан. 9:24-27).

Даниила 11:36: И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесётся и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо, что предопределено, то исполнится.

В этом стихе говорится о неком другом царе. Начиная с 21 стиха, речь шла об Антиохе IV . Стихи 32-35 дают предсказание о поражении Антиоха Маккавеями (Хасмонеями) и охватывают время последующего падения династии Маккавеев. Но контекст показывает, что последующие стихи этой главы не относятся к Антиоху IV. Большинство христианских богословов оставляют после этих стихов огромный хронологический промежуток, описывая в остальной части этого пророчества уже не Антиоха IV, а Антихриста. Но, если быть последовательным в описываемом Гавриилом промежутке времени (Дан.11:1, т.е. 70 седмин), какие события можно увидеть в продолжении этого пророчества? Был ли какой-то царь, который управлял Израилем после прекращения династии Хасмонеев?

Причиной отклонения богословов от правильного понимания пророчества было то, что они не смогли найти царского приемника Антиоху IV в истории. Важно принять во внимание две вещи чтобы правильно понять это пророчество. Первое, это то, что все упомянутые цари юга и севера описаны лишь только потому, что их действия напрямую были связаны (и влияли) с Израильским народом. Поэтому слово “царь”, без другой какой–либо информации, конечно могло относится к любому царю, правящим над Израилем. Во-вторых, предыдущие стихи (Дан. 11:32-35) повествуют о евреях и их сутуации во время восстания Маккавеев и после него. Основываясь на истории этого периода, мы должны искать исполнение событий этого стиха неким другим царем, кроме упомянутых, Антиоха IV и Хасмонейских правителей .

И светская история и Новый Завет дают нам информацию о царе, который правил над Израилем после династии Хасмонеев. Как мы дальше увидим, этот царь исполнил каждое пророческое описание, данное в стихах 36 -39. Этим царем являлся Ирод Великий. 36 стих, повествуя об этом царе, не говорит о нем, как о царе юга или севера, но говорит, что он просто «царь». Ирод уже был царем, когда родился Мессия Ешуа (т.е. Христос). Евангелия называют его “царем” (Мат. 2:1, 3, 9; Лук 1:5). Он, как и Антиох IV, живший до него, был прообразoм будущего Антихриста, как показали его поступки. Давайте обратим внимание на отдельные пункты в этом пророчестве и посмотрим каким образом они исполнились в Ироде:

«Будет поступать царь тот по своему произволу»

Первое, что сказано об этом царе, что «будет поступать царь тот по своему произволу». Многие могут заключить из этого, что этот царь поступал так как ему нравится, однако нужно обратится к местам Писания с подобным описанием, чтобы понять полный смысл. В Даниила 11:3, мы видим, что точно такая же характеристика была дана Александру Великому, который «действовал по своей воле». Подобные слова используются для описания Антиоха Великого, в Даниила 11:16. Это характеристика говорит о нам нечто большем, чем просто о решительном правителе, который поступал по своему произволу. Оба из упомянутых правителей (Александр и Антиох III), были исключительно успешны в достижении своих целей.

Успех в достижении и поддержании своей власти имел также и Ирод Великий. История указывает на то, что Ирод был Идумеем (Едомляне были насильно обращены в Иудаизм во время правления Иоанна Хиркана Хасмонея, приблизительно в 130 году до нашей эры). Отец Ирода, Антипатор II, друг и советник правителя Хиркана II Хасмонея, был учереждён прокуратором Иудеи Юлием Цезарем. Будучи на этом посту, Антипатр II учередил Ирода губернатором Галилеи в возрасте 25 лет, в 47 году до н.э.. После убийства Юлия Цезаря, Ирод снискал расположение Рима, и через время женился на Мариамме, внучке Хиркана II (не смотря на то, что он уже был женат и имел сына подростка). По рекомендации Хиркана II (а так же и благодаря взятке римскому правителю, Марку Антонию), Ирод был назначен четверовластником в Иудее, в 41 году д.н.э.

Сразу после этого, в 40 году до н.э., парфиняне захватили Иудею и поставили Антигона, брата Хасмонея Хиркана II, царем. Ирод, сбежав, прибыл в Рим, где он был учереждён царем Иудеи Гаем Октавианом (внучатым племянником Юлия Цезаря) и Марком Антонием. Ирод покинул Рим со армией, и, в 37 году до н.э., захватил Иудею и сверг Антигона. Затем Ирод подкупил Антония, чтобы тот убил Антигона, для того чтобы Антигон не смог посягнуть на Иудейский трон. В целом, приход Ирода к власти показал, что он был очень успешен в поступках по своему произволу.

Рассматривая это выражение в свете поступков Ирода по своему произволу,  история нам показывает, что Ирод был безжалостным и жестоким в достижении своих целей.

Он не боялся убивать всякого, кого считал угрозой своему правлению, включая Хиркана II и почти всех оставшихся Хасмонеев. Даже самые близкие к нему люди и его семья не были в безопасности. Ирод казнил свою возлюбленную жену, Мариамм, по сфабрикованным на неё показаниям о супружеской измене, так же и трех своих сыновей, по подозрению в сговоре захвата его трона. Эти, и другие поступки его злого беспредела, были характерны для его правления.

«Вознесётся и возвеличится выше всякого божества»

Этот текст говорит, что царь должен «вознестись и возвеличиться выше всякого божества». Слово “бог”, здесь, на иврите «Эль». Теологический справочник Ветхого Завета говорит, что “первичное значение этого корня в том смысле, в каком он употребляется в Священном Писании, это: 1) «бог» (языческие или ложные боги) 2) «Бог» (истинный Бог Израиля) и намного реже, 3) «могущественный» (человек или ангел). Из истории ясно видно, что Ирод возвеличился и вознёсся выше всякого “могущественного” человека в Израиле, будь тот первосвященником или правителем. Он назначал кого хотел на священный сан первосвященника. Однако, из-за того, что Ирод был предан только себе, в своей неумолимой жажде к неограниченной власти, о нём справедливо можно сказать, что он возвеличился и вознёсся над всеми богами (включая Бога Израиля, чьей воле он попытался помешать, желая истребить обещанного Мессию).

«О Боге богов станет говорить хульное»

Еврейское слово niphla’ot, переведенное как “хульное”, в некоторых переводах фактически означает “изумительное” (если используется в положительном смысле) или “неописуемое” (в отрицательном смысле). В отношении Ирода, это прежде всего относится к его приказу вырезать всех младенцев мужского пола в Вифлееме. Это было сделано с определенной целью уничтожить будущего Мессию (Мат. 2:4), того, кого Бог обещал послать, для царствования над Израилем. Ирод хотел действовать непосредственно против воли Бога, чтобы сохранить себе престол от его законного наследника – Мессии, Сына Давидова. Мы вернемся к этому случаю немного попозже.

Даниила 11:37: И о богах отцов своих он не помыслит, и ни желания жен, ни даже божества никакого не уважит; ибо возвеличит себя выше всех.

“О богах отцов своих он не помыслит… ни даже божества никакого не уважит”

Несмотря на то, что Ирод был Идумеем (потомок Исава), его семья перешла в Иудаизм в 2-ом столетии до нашей эры. Поэтому Ирод, в общем, расценивался как Еврей. Обращаясь к еврейскому народу, Ирод обычно использовал выражение “наши отцы”, чтобы подчеркнуть свои генеалогические связи с патриархами. Однако же, Ирод возвышал греческих и римских богов и построил портовый город Кесарию (названную в честь римского императора кесаря Августа), которая стала символом в еврейском мире всего языческого. В Кесарии Ирод построил огромный храм для поклонения кесарю Августу, римскому императору-богу. Кроме этого, он построил храмы, посвященные Августу в Себасте (перестроенная Самария) и Паниасе (городе, долго ассоциировавшегося с поклонением языческому богу Пану). Он также поддерживал восстановление храма пифийского Аполлона на греческом острове Родос, участвовал в строительстве храма Ваалу Шамима в Сии и поддерживал материально храмы в Тире и Сидоне. Ирод основательно реконструировал еврейский храм в Иерусалиме, но затем он поместил огромного золотого римского орла при главном входе, которого религиозные евреи расценивали как богохульного идола. Группа приверженцев Торы разрушила этот символ идолопоклонства и за это они заживо были сожжены Иродом. Ирод поддерживал различные религии для своей выгоды и для достижения своих целей; ему религия нужна была для личного удобства, а не для убеждений. Он возвеличил себя выше всех других богов.

“Желания жен”

Фраза “желание женщин” по-разному толкуется. Некоторые богословы полагают, что речь идет о конце времени и Антихристе, который не будет иметь влечение к женскому полу. Однако, эта интерпретация далека от того, о чём на самом деле говорит этот стих. В Аггея 2:7, Мессию называют “желанием всех народов.” То же самое слово на иврите, «чемдат», используется и в Даниила 11:37. Желанием каждой религиозной еврейской женщины того времени, было стать матерью обещанного Мессии. Поэтому, прежде всего, Мессия являлся “желанием” еврейских женщин.

В дополнение к этому, дети вообще, это – “желание женщин.” Тот факт, что Ирод попытался убить младенца Мессию, при этом убив множество других младенцев, показывает, что он не имел никакого сочувствия к материнской природе женщин. Каждый из убитых младенцев был “желанием” их собственных матерей. Ирод возвеличивал себя над всеми, включая Бога Израиля.

 

Даниила 11:38: «Но богу крепостей на месте его будет он воздавать честь, и этого бога, которого не знали отцы его, он будет чествовать золотом и серебром, и дорогими камнями, и разными драгоценностями,»

Действия Ирода в его борьбе за власть и её укрепление, хорошо отображены в вышеупомянутом стихе. Фраза “бог силы” или “крепости,” является достаточно малоиспользуваемой, что позволяет нам без предубеждения её истолковать. Римские императоры объявлялись, в то время, «богами» и, именно благодаря их «крепостям», они расширяли свое могущество и свою империю. Ирод был скор на почитание воинствующих римских правителей при помощи подарков и финансирования строительных объектов. Он построил множество крепостей в Палестине и храмов в соседних языческих областях, включая три храма, посвященные Кесарю Августу. Он перестроил древний финикийский прибрежный форт, по имени Башня Стратона и переименовал его в Кесарию в честь Кесаря Августа; он перестроил Самарию, и переименовал ее в Себастия («себастос» это греческое слово означающее “священник” подобное латинскому «августус»). Он построил много других укрепленных городов и назвал их в честь кесаря. Ирод также ввёл греческие игры в честь кесаря. Он часто посылал делегации в Рим, поставляя ценные подарки и деньги, для того, чтобы показать свое уважение к кесарю.

Даниила 11:39: и устроит твердую крепость с чужим богом: которые признают его, тем увеличит почести и даст власть над многими, и землю раздаст в награду.

Стих 39 продолжает мысль предыдущего стиха. Благодаря поддержки римского императора, Ирод смог преодолеть всех своих противников. В этих действиях он прославлял римлян в Иудее для своей собственной выгоды. Ирод давал землю и власть тем, кто поддерживал его, для того, чтобы заручиться их поддержкой. Если рассмотреть это должным образом, то мы можем увидеть, что каждый из пунктов из пророчества о “царе” в 36-39 стихах , сбылся во время царствования Ирода.

Даниила 11:40: Под конец же времени сразится с ним царь южный, и царь северный устремится как буря на него с колесницами, всадниками и многочисленными кораблями, и нападет на области, наводнит их, и пройдет через них.

Как было сказано выше, это пророчество не касалось лишь Сирии, Египета, Рима или на какую-нибудь другой иностранной державы, но оно,прежде всего, касалась евреев и их судьбы . 40-43 стихи являются введением, описывающим последнюю значительную битву за Израильскую землю перед приходом Мессии.

В конце этого пророчества Даниила мы видим южного и северного царя, воюющих друг против друга. Здесь, южный царь – Марк Антоний и его союзница Клеопатра (Антоний был последний монарх, занимающий египетский трон), а северный царь – Октавиан, который, как официальный представитель Рима, являлся также и правителем прежней сирийской империи Селевкидов.

Антоний и Октавиан заключили договор с третьим лицом (Марком Эмилием Лепидом), чтобы управлять Римом после убийства Юлия Цезаря, в 44 г д.н.э. В гражданской войне, которая началась после смерти Цезаря, они одержали победу над войсками убийц Юлия Цезаря, в 42 году до н.э.. В следующем году, Антоний влюбился в египетскую царицу Клеопатру. После того, как Антоний потерпел поражение в войне против Парфинян, в 36 году до н. э., он и Октавиан поссорились. Ситуация ещё более усугубилась в 32 году до н.э. после того, как Антоний развёлся со своей Римской женой, Октавией (сестрой Октавиана), и отдал многие восточные римские владения Клеопатре и её детям. Наконец, в 31 г до н.э., вспыхнула новая гражданская война между Октавианом, которого поддерживал римский сенат, и Антонием с Клеопатрой.

Римский историк Плутарх написал, что первый шаг в этой войне был сделан Антонием (по настоянию Клеопатры). Таким образом, мы видим, что “царь южный” действительно первый напал на “царя северного.” Римский Сенат без замедления признал Антония преступником и объявил войну Клеопатре.

В этой войне Ирод поддержал Антония и послал провизии для его армии. Он хотел присоединиться к Антонию в заключительной битве против Октавиана, но, к счастью, Антоний послал его с войсками воевать против набатейского царя Малха I.

Удивительно, это пророчество точно сбылось в отношении состава военных сил, участвующих в войне. Несмотря на тот факт, что каждая из сторон собрала огромные, по количеству, силы пехоты, Плутарх, дает информацию о том, что пехота вообще не была задействована в этой короткой войне. Хотя генералы советовали Антонию использовать его явное преимущество в пехоте, чтобы победить Октавиана, Антоний всё-же решил начать военные действия, применив морские суда для того, чтобы удовлетворить желание Клеопатры. Таким образом, исход этого конфликта решался при помощи колесниц, кавалерии, и приблизительно 630 морских судов, собранных для основного сражения. После того, как морские силы Антония и Клеопатры были разбиты возле мыса Акция, в Греции, 2 сентября 31 года до н. э., пехота оставила их, так никогда не увидев сражения.

Видя, что Антоний был почти побежден, Ирод помог Квинту Дидию, римскому губернатору Сирии, остановить отряд гладиаторов Антония, который двигался в Египет для помощи Антонию. Ирод тогда предпринял опасный морской рейс зимой, 30 года до н. э., для встречи с Октавианом на греческом острове Родос. Ирод прибыл к нему с повинной и заявил, что он будет лояльным Окатавиану так же, как он был до этого лоялен Антонию. Октавиан принял зарок Ирода и пообещал ему оставить его у власти на Иудеей.

Даниила 11:41: И войдет он в прекраснейшую из земель, и многие области пострадают и спасутся от руки его только Едом, Моав и большая часть сынов Аммоновых.

Действия Октавиана, после его победы над Антонием и Клеопатрой, в точности соответствуют пророчеству. Он прошел (с войсками) через Сирию, Иудею (“прекраснейшую из земель”) и Египет, преследуя эту пару. Однако, страны Едома, Моава, и Амона не подверглись завоеванию во время этой военной кампании. Более поздняя военная экспедиция в эти места (приблизительно в 25 году до н. э.) под командованием Элия Галла с 500 войском Ирода, не была успешной, и никакие дальнейшие действия не предпринимались против этих земель.

Даниила 11:42: И прострет руку свою на разные страны; не спасется и земля Египетская.

Планы Антония по перегруппировке своих войск в Александрии не увенчались успехом, так как большинство его солдат покинули его и присоединились к Октавиану. Антоний покончил с собой, когда услышал ложную новость о самоубийстве Клеопатры. На самом же деле, Клеопатра прожила ещё нескольких недель после смерти Антония и встречалась с Октавианом, по крайней мере однажды, для того, чтобы договориться с ним об участи своих детей. Узнав, что Октавиан намеревается публично выставить её как пленницу на параде победы в Риме, она также покончила жизнь самоубийством, по сведениям, от укуса ядовитой змеи.

Даниила 11:43: И завладеет он сокровищами золота и серебра и разными драгоценностями Египта; Ливийцы и Ефиопляне последуют за ним.

Здесь, в частности, пророчество говорит о несметных сокровищах Египта. Поэтому исполнение этого пророчества находит отклик лишь в том времени, когда Египет имел и могущество и богатство. Это пророчество не могло бы исполниться, когда Египет находился в униженном и бедственном положении, какое он имел в более поздних столетиях. Во дни Антония и Клеопатры сокровища Египта имели огромную ценность, будучи накопленными за долгие годы правления Птолемеевских царей. Октавиан захватил накопленное богатство Египта, после победы над Антонием и Клеопатрой, и отпраздновал свой триумф в Риме, в 29 году до н. э.. Он стал первым римским императором, названым “кесарь Август”. Процентные ставки (на финансовые заёмы) в Римской империи сильно упали из-за притока сокровищ, награбленных в Египте. Октавиан возвратился в Рим с победой. Один из его генералов, Корнилий Бальб, позже захватил Ливию и Эфиопию для Рима.

Почему события 40-43 стихов так особо выделены среди других? Потому что они иллюстрируют то, как устанавливалась власть Рима над Иудеей и показывают конец отдельной истории южного царства. Эти события создали политические условия которые существовали бы в то время, когда должен был появиться Мессия, согласно пророчеству о 70 седминах, данному Даниилу ранее.

Даниила 11:44: Но слухи с востока и севера встревожат его, и выйдет он в величайшей ярости, чтобы истреблять и губить многих,

Показав установление римского господства над Иудеей и конец южного царства в 40-43 стихах, пророчество теперь возвращается назад, к более раннему предмету описания, царю Ироду. Какие новости «с востока» обеспокоили Ирода? Ясно видно, что предметом его беспокойства был «родившийся Царь Иудейский» (Мат. 2:2), что было объявленно появившимися мудрецами. О чём и говорит следующий стих из Евангелия от Матфея: «Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним» (Мат. 2:3).

Ничто не могло “встревожить” Ирода более, чем сообщение о неком наследнике на его трон. Не дождавшись возвращения мудрецов с сообщением о местонахождении новорожденного Царя, Ирод чрезвычайно рассердился и приказал убить всех мальчиков в Вифлееме и в его окрестностях в возрасте от двух лет и младше, исходя из информации, полученной им ранее от мудрецов (Мат. 2:16).

Также известно, что в последние годы жизни Ирода, его старший сын, Антипатр, также посягал на трон царя. Антипатр тогда находился в Риме (который в это время стал местом, называемый “севером” в этом пророчестве). Он послал письмо своему отцу, где говорил о том, что двое других его сыновей, которых Ирод хотел сделать своими преемниками, наклеветали на своего отца кесарю. Эти “слухи с севера” так обеспокоили Ирода, что он убил этих двух своих сыновей. Позже, и сам Антипатр был казнен Иродом за этот заговор и интриги.

“Величайшая ярость” Ирода не была ограничена младенцами Вифлеема или членами его семьи. Почти в это же время, он сжёг заживо тех, кто снял золотое изображение римского орла с ворот иерусалимского храма.

Понимая, что ему недолго осталось жить, и что он и его семья были, в основном, ненавидимы евреями, Ирод приказал созвать всех старейшин израильского народа к нему в Иерихон. Из страха неповиновения царскому приказу, все они прибыли. Ирод, кипя от гнева, затем приказал запереть их всех на ипподроме. Ирод отдал приказ свой сестре Саломеи, и её мужу, Алексасу, убить всех этих людей после его смерти. Он рассуждал так, что, только через смерть стольких многих благородных евреев, его собственная смерть может быть оплаканной. Здравомыслие, однако, взяло верх, и его приказ не был выполнен.

Даниила 11:45: и раскинет он царские шатры свои между морем и горою преславного святилища; но придет к своему концу, и никто не поможет ему.

Ирод владел множеством царских дворцов по всей Иудее, включая два в Иерусалиме. Из за ухудшения здоровья, в марте, 4 года до н.э., Ирод удалился в свой зимний дворец в Иерихоне, расположенный менее, чем в 10 милях к северо-западу от Мертвого моря, приблизительно в 45 милях к востоку от Средиземного море, и менее, чем в 20 милях к северо-востоку от Иерусалима.

Заключительная часть пророчества показывает, что в свои последние дни царь искал избавление от нависшей над ним угрозы смерти, но так и не нашел его. Всё это было буквально исполнено в конце жизни Ирода, как это ярко описал еврейский историк Иосий Флавий. После многих лет страданий от болезни (вероятно, сифилиса), Ирод в конце концов был настолько подавлен, что попытался совершить самоубийство при помощи резака. От этого шага его остановил его двоюродный брат, Ахав. Сразу же после этой неудачной попытки самоубийства, Ирод приказал казнить своего сына, Антипатра. Только спустя пять дней, он, наконец, уступил своей болезни. Царю Ироду было 70 лет, когда он умер.

3 Comments

  1. SERGEY

    А какие у вас есть объяснения на сон Навуходоносора об истукане и на семдесят седьмин, особенно на последние части этих пророчеств? Заранее благодарю.

    • Слава Долженко

      Приветствую вас, Сергей. По поводу вашего вопроса об истукане (как я понял из Даниила 2) я основательно не рассуждал, но мне кажется речь идет о следующем:
      Части тела этого истукана символизировали различные великие империи которые существовали хронологически со времени Навуходоносора: Вавилонская (голова), Мидо-Персидская (грудь и руки), Греческая (бёдра) и Римская (ноги). Я затрудняюсь дать точное определение ступням этого истукана. Возможно они символизируют Европу, как приемницу Римской империи, как думают многие толкователи.. Но также возможно, что ступни не имеют прямого отношения к Римской империи.

      В отношении седмин Даниила, я собираюсь на днях разместить статью о 70 седминах Даннила.

Leave Comment