Жан Кальвин является одним из великих протестантских реформаторов. Некто так высказался о Кальвине: «Гений Лютера – в протесте и в отрицании всяких искажений, гений Кальвина – в устройстве и упорядочении реформации»[1].

Жан Кальвин был несомненно великим реформатором, сделавшим весьма много для распространения реформации и особенно для рационализации доктрин реформации. Благодаря его деятельности возникли пресвитерианские и реформаторские церкви в Швейцарии, Голландии, Шотландии, которые стали национальными церквями в этих странах и остаются таковыми по сей день.

Но, несмотря на его обширную реформаторскую деятельность, Жан Кальвин всё же был человеком и, как любой человек, он не был защищён от ошибок. Есть множество примеров из истории великих людей, которые допускали ошибки или принимали заблуждения и, через это, многие, следуя им, принимали эти ошибочные взгляды. Лютер, вдохновитель реформации, сделавший так много для просвещения людей и не щадящий своей жизни для этого, всё же не смог до конца освободиться от такой неверной доктрины, как крещение детей. Он сам, в последствии, осуждал радикальных протестантов (анабаптистов), которые учили о крещении по осознанной вере человека. Очень часто, анабаптисты, а позже и менониты, подвергались жестоким гонениям со стороны не только католиков, но и традиционных, так называемых, магистерских протестантов. Таких примеров в истории немало. И, каким бы великим не был человек, он все же остается человеком и не застрахован от совершения ошибок. Такой «духовный гигант», как Апостол Павел, понимал это и поэтому сказал в одном из своих посланий: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.»(Гал.1:8) Поэтому, необходимо всегда проверять себя, свои действия и идеи в свете слова Божиего, согласуются ли они с Писанием? Как Слово Божие и учит: «Проверяйте себя.., в вере ли вы…»

Библия никогда не скрывала ошибок и грехов Божиих людей, она показывала их в истинном свете, какие они есть, с их заслугами и недостатками. Делать из людей идолов или непогрешимых героев не только неправильно, но и опасно. Поэтому, касаясь Жана Кальвина, наша цель нисколько не умалить его заслуги в распространении реформации в Европе, но попытаться разобраться в том, насколько его идеи о свободе воли человека и о Божьем избрании, согласуются с тем, что говорит об этом Писание.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ–>


[1]    Сергей Санников «Богословские портреты. Жан Кальвин»

Leave Comment